Статья 2. Манежные фигуры

МАНЕЖНЫЕ ФИГУРЫ – это установленные линии, по которым движутся всадники в манеже. Неопытный всадник, входя в манеж, видит лишь пустое пространство, предполагая, что он может ездить так, как ему захочется.

На сама деле, работая в манеже, всадники могут двигаться исключительно по определённым линиям или «дорогам», которые и называются манежными фигурами.

Они необходимы для сохранения порядка движения в манеже, они позволяют предугадать траекторию движения всадника его коллегами и избежать столкновения.

Ту или иную фигуру тренер или всадник выбирают в зависимости от поставленной задачи и тому, как двигаются другие всадники в манеже.

1. ЛИНИЯ СЛЕДА

Мы начинаем изучать ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ в манеже. Давайте знакомиться с основными манежными фигурами:

«ВДОЛЬ СТЕНКИ МАНЕЖА» проходит на одинаковом расстоянии от стенки вдоль длинных и коротких сторон вокруг манежа. Это та самая дорожка, идущая по периметру манежа. Она же называется первой линией следа.

Под выражением «ЛИНИЯ СЛЕДА» понимают дорожку шириной 50 — 60 см, по которой лошадь движется в открытом или закрытом манеже. ВТОРАЯ ЛИНИЯ СЛЕДА — лежащая рядом полоса такой же ширины.

Так принято уступать стенку всадникам, ездящим более резвым аллюром, уходя на вторую «линию следа» — линию, идущую вдоль стенки манежа. Если в манеже находятся всадники, ездящие разными аллюрами, первая линия следа (стенка) отдаётся галопирующим, вторая линия следа – рысящим всадникам, и третья – шагающим.

В данной статье мы рассмотрим классические манежные фигуры, сделав акцент на базовых, которые мы изучаем в самом начале. К ним относятся: перемена через центр и по диагонали, направо и налево назад, вольт, серпантин через весь манеж и, конечно же, езда по стенке (и другим линиям следа).

2. МАНЕЖНЫЕ ФИГУРЫ

Фигура «ВОКРУГ ПОЛОВИНЫ МАНЕЖА» образуется из двух половин длинных сторон, лежащей между ними короткой стороны и линии, соединяющей средние точки длинных сторон. В каждом из четырех углов линия следа закругляется и образует четверть окружности с радиусом 3 м.

Перемена направления от угла манежа ПО ДИАГОНАЛИ (см. Рисунки на нашем сайте) может выполняться на всех аллюрах. Перемена направления по диагонали половины манежа может происходить также на всех аллюрах, однако только рабочим или сокращенным темпом.

Перемена направления ЧЕРЕЗ СЕРЕДИНУ МАНЕЖА выполняется в рабочем или среднем темпе всех аллюров.

Перемена направления от угла манежа ПО ДИАГОНАЛИ может выполняться на всех аллюрах. Перемена направления по диагонали половины манежа может происходить также на всех аллюрах, однако только рабочим или сокращенным темпом. Лошадь может сгибаться только под тупым углом (как при движении на велосипеде), что определяет углы, из которых возможно выполнить перемену по диагонали.

Перемена направления ЧЕРЕЗ СЕРЕДИНУ МАНЕЖА выполняется в рабочем или среднем темпе всех аллюров.

ВОСЬМЕРКА состоит из двух смыкающихся кругов диаметром 10 м., точка касания которых находится на средней линии, где меняют постановление лошади. Выполнение восьмерки начинают с центральной точки манежа или с середины длинной стороны.

Восьмерка может также начинаться на средней линии, за 6 м. до следа движения вдоль короткой стороны, в 6 м до второго угла длинной стороны или через 6 м. после второго угла короткой стороны.

Заканчивают восьмерку, переходя после второго угла короткой стороны на след движения вдоль стенки манежа. Если восьмерка выполнялась в центре манежа, всадник может продолжать движение по средней линии. По восьмерке нельзя ездить сменой, выполнять ее можно только в сокращенном и собранном темпе.

ВОЛЬТ — это круг диаметром 10 м. (класс А), 8 м. (классы L и М) или 6 м. (класс S). Он требует от лошади максимально возможного сгибания, вследствие чего выполнять его также можно только сокращенным или собранным темпом. Вольт может быть выполнен в любой точке манежа. Вольт для начинающих имеет диаметр 10 м.

Если вольт выполняют сменой, все всадники одновременно отклоняются от следа движения вдоль стенки манежа. Каждый всадник равняется на первой трети вольта по едущему впереди, на второй трети — по едущему сзади, а на последней — снова по едущему впереди него всаднику.

Манежные фигуры НАЛЕВО (НАПРАВО) НАЗАД

Выполняя эту команду, всадник глубоко заезжает в угол манежа и после полувольта (полукруга диаметром примерно 10 м.) снова возвращается на дорожку, но двигается при этом в противоположную сторону. Важно полностью въезжать в угол. При возвращении на длинную стенку манежа всадник (как при завершении любой перемены направления) перекладывает хлыст в другую руку и меняет ногу облегчения (если двигались рысью).

СЕРПАНТИН ЧЕРЕЗ МАНЕЖ проходит от следа движения по одной длинной стороне (стенки) до следа движения по другой длинной стороне. След движения представляет собой извилистую линию, в которой поворот у одной стороны (букле) переходит в букле у другой стороны. Постановление лошади меняется каждый раз при переезде средней линии манежа. При нечётном количестве букле в серпантине всадник по окончании фигуры продолжает движение в ту же сторону.

Если же задание требует выполнить четное число букле, оно всегда связано с переменой направления движения. Число букле определяется величиной манежа и уровнем подготовки всадника и лошади.
Чтобы выполнить серпантин правильно, всаднику необходимо энергично посылать лошадь для перестроения (это называется «перекладывать лошадь»): каждый раз нужно менять действие шенкеля (внешний шенкель отводится назад), нагрузка в корпусе перемещается (нагружается соответствующее внутреннее седалище и стремя) и делается соответствующее (внутреннее) постановление.

Чтобы правильно выполнить серпантин нужно знать, что расстояние между букв манежа составляет 12 метров и верно уложить между буквами количество петель серпантина. Количество петель означено в схеме езды, которую учит всадник или в команде тренера.

3. КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ

Приступая к практике, всаднику нужно помнить, что манежные фигуры:

  • выполняются СТРОГО ПО БУКВАМ или строго между ними (серпантин). Лошадь должна уйти с выбранной или означенной положением (тренером) буквы и прийти к букве (нужно рассчитать скорость движения, длину и возможности сгибания своей лошади). Для этого всаднику необходимо вести взглядом траекторию своего движения;
  • выполняются В ОДНОМ РИТМЕ. Необходимо поддерживать одинаковый темп, не давая лошади произвольно ускоряться и замедляться. Работа высылающих средств управления должна быть уравновешена сокращением лошади работой шлюса и полуодержками;
  • составляют ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ и КРУГОВОЕ движение лошади. Лошадь идёт чётко в коридоре средств управления, не болтаясь по манежу противолодочным зигзагом. — могут выполняться ПО ГОЛОВНОМУ всаднику смены и всей сменой одновременно.
    Чёткая траектория движения лошади, её внимание и понимание команд всадника, ровный ритм и непринуждённость движений говорят о том, что всадник и лошадь работают в тандеме и готовы переходить к более сложным упражнениям.

.